Компетенции выпускника

Требования к результатам освоения основной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Филология» магистерская программа «Новейшая русская литература»

 

Коды компетенций

Название компетенции

Краткое содержание компетенции

1

2

3

 

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

 

ОК-1

Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень.

Под компетенцией ОК-1 понимается стремление к углублению своих познаний как в области гуманитарной мысли, так и  сфере культуры и науки в целом, к росту интеллектуального и общекультурного уровня, позволяющее значительно повысить уровень мастерства и профессионализма. 

ОК 2 

Имеет способность к самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности.

Под компетенцией ОК-2 понимается способность постоянно совершенствовать свой профессиональных уровень; умение четко определять цели и методы своей профессиональной деятельности и аналитически решать поставленные задачи; способность осваивать, как новые методы научного исследования, так и  дополнительные  формы практической деятельности .

ОК-3

Свободно владеет русским и иностранными языками как средством делового общения.

Под компетенцией ОК-3 понимается  способность грамотно, стилистически и терминологически точно излагать результаты своих профессиональных занятий на русском и на основном  изучаемом иностранном языке применительно к разной ситуации и аудитории как с научными, так и с просветительскими целями.

ОК-4

Способен проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, нести ответственность за собственные  решения.

Под компетенцией ОК-4 понимается  умение анализировать и оценивать  поставленные задачи,  находить новое и ответственное решение задач в сфере профессиональной деятельности,   давать оценку избранному способу действия.

ОК-5

Способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.

Под компетенцией ОК-5 понимается высокий уровень владения современными технологиями, в частности умение пользоваться в своей профессиональной деятельности разнообразными, в том числе электронными, носителями и источниками информации, владение основами компьютерной грамотности, способны помочь освоить дополнительные области знания и практической деятельности.

ОК-6

Способен порождать новые идеи (креативен), адаптироваться к новым ситуациям, пересматривать накопленный опыт, анализировать свои возможности.

Под компетенцией ОК-6 понимается способность находить разнообразные формы и области применения полученных знаний и навыков, умение аккумулировать достигнутый культурный и образовательный уровень в решении поставленных задач,  стремление к творческому и профессиональному расширению и углублению поля своей научной и практической деятельности.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА

 

общепрофессиональные

ПК -1

Способен демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования.

Под компетенцией ПК-1 понимается понимание современной ситуации в области филологического знания в широком общегуманитарном контексте, способность и готовность знакомиться с новейшими публикациями по методологии филологического исследования, в т.ч. на иностранных языках.

ПК-2

Способен демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии.

Под компетенцией ПК-2 понимается готовность и способность постоянно накапливать и обрабатывать информацию по теме исследования, привлекая новейшие технологии и научные разработки, повышать уровень компетентности в этой сфере, знакомиться с новейшими публикациями специалистов в этой области, в т.ч. на иностранных языках, работа с текущими периодическими изданиями по профилю.

ПК-3

Владеет коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умеет адекватно использовать их при решении профессиональных задач.

Под компетенцией ПК-3 понимается способность анализировать и правильно оценивать коммуникативные ситуации разного типа во всех аспектах, подбирать адекватные ситуации и целевой аудитории типы речи и стилистические средства, владение основами делового этикета, умение провести тщательную информационную и плановую подготовку к конкретной коммуникативной ситуации для наиболее успешной реализации поставленных профессиональных задач.

научно-исследовательская деятельность

ПК-4

способен к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований.

Под компетенцией ПК-4 понимается способность и готовность постоянно знакомиться с новыми публикациями в области филологического и общегуманитарного знания, оценивать их статус и качество, извлекать информацию, необходимую для реализации собственного исследования, проанализировать результаты применения новых знаний в своем исследовании.

ПК-5

Владеет навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной  коммуникации с изложением аргументированных выводов.

Под компетенцией ПК-5 понимается способность проводить самостоятельное научное исследование в сфере современной русской литературы с учетом историко-литературного и социокультурного контекста.

ПК-6

Владеет навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта.

Под компетенцией ПК-6 понимается способность критически воспринимать и анализировать публикации по профилю подготовки, в том числе новейшие и на иностранных языках, умение аргументированно изложить свою оценку публикации и мнение по затронутых в ней проблемам в письменном виде в формате научной статьи, рецензии или комментария.

 

ПК-7

Владеет навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовке и редактирования научных публикаций.

Под компетенцией ПК-7 понимается способность работать в коллективе, осознавать свою роль и значимость в рабочей группе, в срок исполнять свои обязанности и реализовывать проектные задачи, ориентироваться в общекультурном и научном контексте деятельности научно-исследовательского коллектива, постоянно повышать свой профессиональный уровень за счет профессиональной коммуникации с другими участниками рабочей группы.

педагогическая деятельность

ПК -8

Владеет навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материалов для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний.

Под компетенцией ПК-8 понимается способность понимать специфику различных типов текстов, знание различных методик работы с разными группами источников, широкого исторического и социокультурного контекста бытования текста,  умение адаптировать информацию для целевой аудитории в зависимости от различных показателей (возраст, уровень подготовки и т.д.).

ПК-9

Владеет навыками проведения учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в учреждениях общего и среднего специального образования; практических занятий по филологическим дисциплинам в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Под компетенцией ПК-9 понимается осуществлять успешную коммуникацию с целевой аудиторией, анализировать результаты коммуникации и учебной деятельности учащихся, вносить коррективы в стратегии проведения занятия в зависимости от полученных результатов.

ПК-10

 

Владеет навыками подготовки учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам.

Под компетенцией ПК-10 понимается умение планировать занятие, распределять учебный материал во времени, отбирать источники и подготавливать методические материалы для их освоения.

ПК-11

Способен к подготовке методических пособий и организации профориентационной работы.

Под компетенцией ПК-11 понимается владение языком описания педагогической деятельности, знание структуры отчетных документов и методических комплексов, умение доступно и наглядно демонстрировать цели и задачи различных филологических дисциплин, разрабатывать методики адекватного соотнесения уровня подготовки учащихся и их индивидуальных качеств с теми или иными профессиональными сферами.

прикладная деятельность

ПК-12

способен к созданию, редактированию, реферированию и систематизированию всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля.

Под компетенцией ПК-12 понимается умение создавать текстовый сценарий определенного жанра, подбирать стилистические средства для наиболее адекватной передачи сообщения целевой аудитории, применять навыки делового этикета и бизнес-языка, правильно оценивать коммуникативную ситуацию.

ПК-13

способен к трансформации различных типов текста (изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста).

Под компетенцией ПК-13 понимается осознание специфики различных типов текста, законов их построения, умение анализировать зависимость структуры и стилистики текста от его прагматики и целевой аудитории, способность подбора необходимых стилистических и структурных элементов для реализации новой профессиональной задачи.

ПК-14

Готов к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства.

Под компетенцией ПК-14 понимается умение адекватно анализировать коммуникативную ситуацию, определять специфику целевой аудитории, формулировать цели и задачи выступления, подготавливать презентации с применением специализированного программного обеспечения, знание основ теории коммуникации и риторики,.

ПК-15

Владеет навыками квалифицированного синхронного или последовательного сопровождения международных форумов и переговоров.

Под компетенцией ПК-15 понимается способность осуществлять профессиональную коммуникацию на иностранном языке в публичном пространстве  в условиях повышенной ответственности.

проектная деятельность

ПК-16

Умеет выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций.

Под компетенцией ПК-16 понимается способность правильно анализировать ситуации, возникающие при реализации профессиональных задач, находить направления и варианты для улучшения условий деятельности и более успешной реализации проектной деятельности, оценивать деятельность других участников проекта и внешних партнеров.

ПК-17

Знает теории и владеет практическими навыками проектирования, конструирования и моделирования структуры и содержания образовательного процесса в филологии.

Под компетенцией ПК-17 понимается ответственное отношение к образовательному процессу во всех его аспектах, способность анализировать и оценивать качество образовательных услуг, предлагать инновационные приемы и методы обучения, форм контроля и оценки знаний, апеллировать к истории образования в области филологии, использовать накопленный опыт.

ПК-18

Способен и готов к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских и других проектов.

Под компетенцией ПК-18 понимается способность определить сферу и направления проектной деятельности, оценить контекст появления нового проекта, создать оригинальную концепцию проекта, разработать все уровни и аспекты проектной деятельности, собрать рабочую группу для реализации проекта, распределить обязанности и зоны ответственности между участниками проекта, найти источники финансирования, грамотно оформить заявку на предоставление финансирования, выполнить в срок обязательства перед спонсорами, составить отчетные документы по реализации проекта.

организационно-управленческая деятельность

ПК-19

Умеет планировать комплексное информационное воздействие и осуществлять руководство им.

Под компетенцией ПК-19 понимается понимание основных закономерностей функционирования информации в современном обществе, умение работать с информационными поводами, разрабатывать концепции рекламных кампаний и руководить их реализацией.

ПК-20

Владеет навыками организации и проведения учебных занятий и практик, семинаров, научных дискуссий и конференций.

Под компетенцией ПК-20 понимается способность к успешной коммуникации в учебной сфере и в рамках научного сообщества, умение разработать план массового мероприятия, найти оптимальные средства реализации, привлекать других участников к организации мероприятия, работать в коллективе, распределять обязанности организаторов разных уровней, составлять отчетные документы о проведении мероприятия.

ПК-21

Владеет навыками организации и управления научно-исследовательскими и производственными работами при решении конкретных задач в соответствии с профилем магистерской программы.

Под компетенцией ПК-21 понимается способность принимать активное участие в работе научно-исследовательских групп, оценивать уровень собственной подготовки и развития профессиональных и общекультурных компетенций, исполнять в срок конкретные задачи, нести ответственность за качество выполнения работы.