Программа вступительного экзамена

ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНА ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В МАГИСТРАТУРУ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ – МЕНЕДЖМЕНТ

ПО МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ «Международный логистический менеджмент»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению – «Менеджмент», магистерской программы «Международный логистический менеджмент» составлена на основе требований последнего поколения государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению  – «Менеджмент».

Программа включает основные разделы менеджмента соответствующие уровню знаний бакалавриата, знание которых необходимо для последующего освоения дисциплин магистерской программы. При сдаче экзамена, а также в процессе собеседования, поступающие должны показать свою подготовленность к продолжению образования в магистратуре.

Поступающий в магистратуру должен продемонстрировать:

- понимание основных функций менеджмента, законов функционирования организаций, сущности логистических систем, логистических процессов и функций логистики, основных аспектов информационных технологий управления и исследования систем управления;

- знание методов принятия управленческих решений, процессов в системах управления, основных методов, концепций управления;

- владение компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемых в сфере менеджмента, профессиональной терминологией.

Программа для вступительного экзамена содержит основные темы по менеджменту, логистике, маркетингу, информационным технологиям управления и исследованию систем управления.

Экзаменационные билеты содержат по три вопроса, отражающие основные аспекты менеджмента как науки и сферы практической деятельности. Вопросы для собеседования для поступающих на платное отделение магистратуры охватывают все темы приведенные в программе.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

 

 

1. Менеджмент

 

Понятие об общей теории управления. Закономерность управления в различных системах. Связь теорий управления и менеджмента с другими науками и научными дисциплинами. Методологические основы менеджмента.

            Значение исторического опыта организации систем управления в развитии теории управления. Эволюция управленческой мысли. Вклад научных школ в методологию управления. Эволюция менеджмента как научной дисциплины.

Организационные отношения в системе менеджмента.

Инфраструктура менеджмента. Внутренняя и внешняя среда организации. Взаимосвязь внутренних и внешних переменных.

Формы организации системы менеджмента. Особенности организационных структур управления фирмами на современном этапе. Дивизиональные, международные и адаптивные структуры управления. Организационные структуры управления во внутрифирменном управлении: по продукту, по региону, смешанные. Принцип выбора и тенденции развития организационных структур.

Интеграционные процессы в менеджменте. Влияние интеграции на достижение целей организации. Интеграция как повышение потенциальной эффективности организации. Методы  достижения эффективной интеграции.

            Природа и состав функций менеджмента. Основные функции менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация и контроль. Содержание основных функций менеджмента. Связующие, интегрирующие и специальные функции менеджмента.

 Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Бизнес- планирование. Стратегическое планирование и реализация стратегического плана. Планирование и успех  организации.

Координация в менеджменте как функция обеспечения согласованности работы подразделений организации. Оперативная координация работы и её этапы.

Смысл и эволюция понятия «мотивация». Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства, концепция партисипативного управления. Применимость теории ожиданий в практике менеджмента. Мотивация и компенсация.

Регулирование и контроль в системе менеджмента. Сущность и значение функции контроля. Контроль как предупреждение возникновения кризисных ситуаций. Масштаб допустимых отклонений. Поведенческие аспекты контроля. Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами. Процесс регулирования.

Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Эволюция стратегии руководства в современных условиях. Руководитель и менеджер. Качества преуспевающего менеджера. Понятие и характеристика стилей руководства в менеджменте. Управление неформальной организацией. Методы повышения эффективности групп. Неформальные лидеры. Задачи менеджеров в управлении группой.

Концепция организационной культуры. Культура в деятельности корпораций. Элементы «корпоративной культуры» - ролевая модель менеджера, видимый менеджмент, лозунги, легенды ритуалы, символический менеджмент. Развитие организационной культуры. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера. Функции имиджа. Создание личного имиджа и технологии самопрезентации. Привлекательный имидж. Имидж организации и менеджера.

Социофакторы и этика менеджмента. Понятие юридической и социальной ответственности организации. Аргументы в пользу социальной ответственности  бизнеса и против нее. Социальная ответственность на практике. Смысл «железного закона» социальной ответственности. Этика в современном управлении. Обучение этичному поведению.

Моделирование ситуаций и разработка решений. Модели и методы принятия решений. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Показатели риска и методы его оценки. Система управления риском и финансовыми отношениями - риск-менеджмент. Влияние индивидуальных особенностей руководителей на способность к риску. Психология поведения руководителей в ситуациях риска. Особенности оценки эффективности управленческих решений. Методологические подходы к оценке эффективности решений. Контроль исполнения управленческих решений и система ответственности.

Экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности менеджмента. Основные факторы эффективности менеджмента: координация деятельности; механизм принятия управленческих решений; взаимоотношения с рыночной системой хозяйствования. Особенности определения эффективности деятельности организации в различных сферах бизнеса (хозяйствования).

 

 

Источники и литература

 

Источники

Гражданский кодекс РФ с постатейным приложением материалов практики Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ. – М.: ИНФРА-М–НОРМА, 2005. – 760 с.

 

Учебники и учебные пособия

Басовский Л.Е. Менеджмент. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 216 с.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Экономистъ, 2005. – 528 с.

Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие. – М., 2002. – 560 с.

Маршев В.И. История управленческой мысли. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 731 с.

Румянцева З.П. Общее управление организацией. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 382 с.

Шишкова Г.А. Менеджмент (Управленческие решения): Учебно-методический модуль. – М.: Изд-во Ипполитова, 2002.

 

Обязательная литература

Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2002. – 416 с.

Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. – М.: ДеКа, 2004. – 896 с.

 

Дополнительная литература

Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 288 с.

Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пос. – Минск: Новое Знание, 2002. – 336 с.

Корицкий Э, Нинциева Г., Шетов В. Научный менеджмент: российская история. – СПб.: Питер, 1999. – 382 с.

Курганов А.М. Современный менеджмент. Теория и практика управления. – М.: Книжный мир, 2004. – 182 с.

Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 304 с.

Яхонтова Е.С. Эффективность управленческого лидерства. – М., 2002. – 501 с.

 

Вопросы для самоподготовки к экзамену:

  1. Школы менеджмента: эволюция и современность.
  2. Эффективность управления: факторы, оценки, тенденции.
  3. Значение корпоративной культуры  для эффективного управления организацией.
  4. Управленческие решения: сущность процесса  разработки и принятия (модели и методы).
  5. Понятие и характеристика стилей руководства в менеджменте. Факторы формирования  стиля управления.
  6. Содержание, разнообразие и специализация функций управления.
  7. Назначение, особенности и структура бизнес-плана.
  8. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности  и риска.
  9. Ролевая структура деятельности  менеджера.
  10. Этика менеджмента. Её роль и место в управлении организации.
  11. Условия и факторы обеспечения качества принимаемых решений.
  12. Власть и партнерство в современном менеджменте.
  13. Цели управления, классификация и основные требования к их разработке.
  14. Риски в управлении: классификация, показатели  и методы их оценки.
  15. Сравнительная характеристика моделей менеджмента: американская, японская, европейская и др.
  16. Формальные и неформальные группы: понятие, структура, особенности формирования и развития.
  17. Динамика групп  и лидерство в системе менеджмента.

 

 

 

2. Логистика

 

Определение понятия логистики. Логистический подход к управлению материальными потоками. Цели логистики. Задачи логистики. Функции логистики. Этапы развития логистики.

Материальные потоки и логистические операции. Понятие и классификация. Информационные потоки: понятие, виды, единицы измерения, примеры информационных потоков. Финансовые потоки в логистике.

Понятие логистической системы, виды логистических систем. Логистическая цепь, логистический канал. Элементы и структура логистической цепи. Задача «делать или купить в логистике». Макрологистические и микрологистические системы. Сущность системного подхода в формировании и управлении логистической системы.

Сущность и задачи закупочной логистики. Логистические принципы построения отношений с поставщиками. Логистическая технология поставок «точно в срок», отличие от традиционных закупок. Задача выбора поставщика.

Производственная логистика. Логистическая концепция организации производства. Варианты управления материальными потоками в рамках внутрипроизводственных систем: толкающая и тянущая системы. Системы МРП-I, МРП-II, ERP, Канбан, тощее производство (Lean Production), точно-в-срок (JIT). Эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками на производственном предприятии.

Распределительная логистика: понятие и задачи. Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и оптовой продажи. Каналы распределения. Типы посредников в каналах распределения. Основные группы логистических посредников: посредники в операциях физического распределения, торговые посредники, посредники, выполняющие поддерживающие функции в логистике. Распределительная логистика и маркетинг.

Логистический сервис. Уровень логистического сервиса. Уровень обслуживания и его оценка.

Управление запасами. Материальный запас, понятие, двойственный характер запасов. Причины создания. Виды материальных запасов. Системы управления запасами: параметры и сравнительная характеристика. Оптимальный размер заказа (формула Уилсона). Основные системы контроля и управления запасами. Страховые (гарантийные) запасы и методы их оценки. Метод АВС (метод Парето, метод 20/80) в логистике.

Складирование и грузопереработка. Определение и классификация складов, их роль в логистике, функции складов. Задача определения оптимального количества складов в зоне обслуживания. Задача определения оптимального места расположения склада на обслуживаемой территории, принятие решения о пользовании услугами наёмного склада. Грузовые единицы в логистике.

Роль транспорта в логистике. Задачи транспортной логистики. Транспортная характеристика грузов. Выбор способа транспортировка грузов. Маршрутизация грузопотоков в логистике. Виды транспорта. Задача выбора перевозчика.

Информационные логистические системы. Информационные потоки. Информационные технологии в логистике, автоматизированная идентификация штриховых товарных кодов.

Менеджмент логистических систем в организационной структуре предприятия, основные функции. Экономический эффект от использования логистики. Основные показатели логистики.

 

 

Источники и литература

 

Учебники и учебные пособия

Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 352 с.

Неруш Ю.М. Логистика : Учебник – 3-е изд. - М. : ЮНИТИ, 2003. - 494 с.

Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под ред. В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 976 с.

Практикум по логистике : учеб. пособие / под ред. Б.А.Аникина. – 2-е изд. –  М. : Инфра-М, 2003. – 270 с.

Транспортная логистика: Учебное пособие / Под ред. Л.Б. Миротина. – М.: Экзамен, 2002. – 512 с.

Эффективность логистического управления: Учебник / Под ред. Л.Б. Миротина. – М.: Экзамен, 2004. – 448 с.

Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. – М.: «Дашков и К», 2003. – 408 с.

 

Дополнительная литература

Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: Пер. с англ.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 503 с.

Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок/Пер. с англ. –М.: ЗАО “Олимп-Бизнес”, 2001. – 640 с.

Линдерс М.Р., Фирон Х.Е. Управление снабжением и запасами. Логистика / Пер. с англ. СПб.: Полиграфуслуги, 2006. – 768 с.

Сток Д.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой: Пер. с англ.. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 797 с.

 

Вопросы для самоподготовки к экзамену:

  1. Раскройте содержание понятия логистики. Какие задачи ставит и решает логистика.
  2. Дайте определение материального потока, назовите единицы измерения, перечислите виды материальных потоков.
  3. Дайте определение логистической операции и перечислите их основные виды. Приведите классификацию логистических операций. Сущность системного подхода в формировании и управлении логистической системы.
  4. Дайте определение логистической системы, укажите виды логистических систем. В чем отличие характера связей между элементами макрологистических и микрологистических систем. Что представляет собой логистическая цепь, ее элементы и структура.
  5. Определите понятие “материальный запас”, перечислите расходы, связанные с необходимостью содержания материальных запасов. Назовите основные причины, приводящие к созданию материальных запасов. Приведите классификацию видов материальных запасов.
  6. Какие существуют системы управления запасами. Оптимальный размер заказа (формула Уилсона). В чем состоит метод АВС анализа многономенклатурных запасов.
  7. Основные задачи закупочной логистики. Задача выбора поставщика и методы ее решения.
  8. Объясните принципы тянущей и толкающей систем управления материальными потоками в производственных логистических системах.
  9. Какие задачи решает транспортная логистика. Приведите классификацию грузов, видов транспорта, их сравнительный анализ.
  10. Определите понятие склад, его роль и место в логистической системе. Дайте определение понятию «грузовая единица». Назовите и охарактеризуйте методы оптимального размещения складов на обслуживаемой территории. Как определить оптимальное количество складов в системе распределения
  11. Экономический эффект от использования логистики. Основные показатели логистики.

 

 

 

3. Маркетинг

 

Место и роль маркетинга в экономическом развитии страны. Маркетинг и развитие конкуренции на рынке. Маркетинг как философия бизнеса и составная функция управления современной организацией. Маркетинг менеджмент. Цели, функции и принципы маркетинга. Маркетинг-микс. Концепции управления маркетингом: их суть, содержание, общие черты и различия, взаимосвязи.

Маркетинговая среда бизнеса. Стратегическое маркетинговое планирование. Основные инструменты маркетингового анализа бизнеса: портфельные матрицы БКГ и МакКинси, товарно-рыночная матрица И.Ансоффа, модель конкуренции М.Портера.

Рынок и его основные элементы. Необходимые условия для существования рыночных отношений. Классификация, принципы существования и основные функции товарных рынков. Комплексные исследования товарного рынка. Сбор информации и оценка рыночного спроса. Маркетинговые исследования рынка. Количественные и качественные методы исследований. Потребительское поведение. Сегментирование рынка. Понятия «кластер», «рыночный сегмент», «рыночная ниша» и «рыночное окно». Теория многокритериальной оптимизации и закон В.Парето. Виды и критерии сегментации потребителей. Основные методы и принципы сегментного анализа в современной маркетинговой практике. Выбор целевых рыночных сегментов. Позиционирование продукта на рынке. Понятие, правила, критерии и основания для позиционирования и пути выявления маркетинговых приоритетов.

            Товар в маркетинговой деятельности. Продукт и его производные (продуктовая единица, продуктовая гамма, продуктовая группа, продуктовый ассортимент, продуктовая категория, продуктовая номенклатура). Уровни создания и предложения продукта на рынке. Характеристики товара (технические, эргономические, эстетические, экологические, качества, экономические, нормативные, патентно-правовые и др.) и их значение при совершении покупок на рынке. Жизненный цикл продукта и его основные стадии: разработка (НИОКР) – серийное производство и выведение на рынок – рост – зрелость (фазы взросления, стабильной зрелости и старения) – насыщение – спад. Главная цель, задачи, соотношение элементов маркетинга и особенности работы менеджеров по маркетингу на каждой из данных стадий. Особенности формирования товарной политики и рыночной стратегии предприятия в новых условиях хозяйствования.

Разработка услуг и управление сервисом. Природа услуг и основные тенденции развития сервиса.

Ценообразование в маркетинге. Разработка ценовой стратегии Методы ценообразования. Установление уровня цен. Адаптация цены. Инициативное и реактивное изменение цен.

Политика распределения организации и особенности принятия маркетинговых решений в сбытовых и логистических системах. Оптовая и розничная торговля. Управление каналами распределения.

Цели продвижения и комплекс коммуникативных мероприятий (маркетинговых коммуникаций): реклама, паблик рилейшнз, личная продажа, стимулирование сбыта, прямой маркетинг (директ мэйл, маркетинг по телефону, телевизионный маркетинг, интернет-маркетинг и электронная торговля), спонсоринг, продукт-плейсмент, брендинг.

Организация деятельности маркетинговой службы. Особенности организации отделов маркетинга малого, среднего и крупного бизнеса. Связь маркетинговой службы с другими подразделениями предприятия.

Разработка, реализация и контроль маркетингового плана организации.

 

 

Источники и литература

 

Источники

Федеральный закон РФ от 30.12.92 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров», с изменениями и дополнениями от 11.12.2002 № 166.

Федеральный закон РФ от 18.07.95 № 108-ФЗ  «О рекламе»,  с изменениями и дополнениями от 18.06.2001, 14.06.2001 и 30.12.2003.

Классика маркетинга. Сборник работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг / Составители Б.М.Энис, К.Т.Кокс, М.П.Моква: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.

 

Учебники и учебные пособия

Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник / Под общ. ред. Г.Л.Багиева. –  3-е изд. с изм. и доп. – М.: Экономика, 2004. – 703 с.

Котлер Ф., Каптуревский Ю.Н., Волкова Л.А. Маркетинг, менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль: Пер. с англ. – 9-е международное издание. – СПб. Питер, 2003. – 752 с.

Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинг:  Пер. с англ. – Второе европейское издание. – М.:  Издательский дом  «Вильямс», 2003. – 944 с.

 

Обязательная литература

Браверман А.А. Российский маркетинг на пороге третьего тысячелетия. Практика крупнейших компаний. – М.: Экономика, 2001. – 422 с.

Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость: Пер. с англ. под ред. Ю.Н.Каптуревского.  – СПб.: Питер, 2001. – 480 с.

Теория маркетинга / Под ред. М.Бейкера. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.

Терещенко В.М. Маркетинг. Новые технологии в России. – СПб.: Питер, 2002. –  416 с.

 

Дополнительная литература

Дибб С., Симкин Л. Практическое руководство по сегментированию рынков: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 240 с.

Дибб С., Симкин Л., Бредли Дж. Практическое руководство по маркетинговому планированию: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.

Дэй Д. Стратегический маркетинг: Как завладеть и удержать лидерские позиции в эпоху глобальной конкуренции: Пер. с англ. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. – 640 с.

Райс Э., Траут Д. Позиционирование: битва за узнаваемость: Пер с англ. / Под ред. Ю.Н.Каптуревского. – СПб.: Питер, 2002. – 256 с.

 

Справочные издания

Голубков Е.П. Маркетинг: словарь-справочник / Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. – М: Дело, 2000. – 440 с.

Маркетинг: Энциклопедия / Под редакцией М.Бейкера: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с.

Тоффлер Б.Э., Имбер Дж. Словарь маркетинговых терминов: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 432 с.

 

Вопросы для самоподготовки к экзамену:

  1. Маркетинг как философия ведения современного бизнеса. Содержание и организация  маркетинговой деятельности на предприятии.
  2. Основные концепции управления маркетинга и их сравнительная характеристика.
  3. Сегментирование рынка: основные понятия, виды  и критерии сегментации.
  4. Позиционирование продукта на рынке: понятие, правила, критерии и пути выявления маркетинговых приоритетов.
  5. Жизненный цикл продукта.
  6. Маркетинговые коммуникации и их роль в хозяйственной деятельности современных организаций.

 

 

 

4. Информационные технологии управления

 

Понятие информации. Основные этапы обработки информации. Понятие достоверности информации. Классификация ошибок Методы контроля достоверности информации: классификация и характеристики. Особенности информации в системах организационного управления. Особенности использования информации о состоянии внешней среды в системах управления с обратной связью. Методы поиска информации. Понятие информационного обеспечения систем управления и его состав. Уровни обработки информации. Агрегация информации. Коэффициент сжатия. Способы сжатия информации.

Проблема информационной безопасности. Виды угроз при обеспечении информационной безопасности. Методы обеспечения необходимого уровня информационной безопасности. Информационное обеспечение управления в условиях чрезвычайных ситуаций. Причины запаздывания информации в условиях ЧС. Направления обработки информации в условиях ЧС.

Понятие информационных технологий. Классификация информационных технологий. Составные элементы новых информационных технологий. Основные средства реализации новых информационных технологий. Технология обработки текстовых документов. Системы электронного документооборота. Технология обработки статистической информации. Табличные процессоры и их свойства. Технологии обработки данных. Базы данных. Банки данных. Системы управления данными. Модели представления данных. Автоматизированные информационные системы и их обеспечение. Автоматизированные рабочие места менеджера и государственного служащего. Технологии обработки знаний. Модели знаний. Экспертные системы и их структуры. Стратегии и механизмы вывода знаний.

Корпоративные информационные системы: Internet + Intranet, Data Warehouse, Data Mining.

 

 

Источники и литература

 

Источники

Федеральный закон от 20.02.95 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ. – 1995. – № 8. – Ст.609.

 

Учебники и учебные пособия

Голицына О.Л., Максимов Н.В., Попов И.И. Базы данных. – М.: Форум, 2003. – 352 с.

Гринберг А.С., Горбачев Н.Н., Бондаренко А.С. Информационные технологии управления: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 479 с.

Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. – СПб: Изд-во Михайлова А.А., 2000. – 360 с.

 

Обязательная литература

Архипова Н.И., Кульба В.В. Управление в чрезвычайных ситуациях. – 2-е изд. М.: РГГУ, 1998. – 316 с.

Гринберг А.С., Горбачев Н.Н., Бондаренко А.С. Информационные технологии управления: Учебное пособие для ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 479 с.

Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Структурный анализ систем: IDEF- технологии. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 206 с.

 

Дополнительная литература

Коуров Л.В. Информационные технологии. – Мн.: Амалфея, 2000. –192 с.

Уотерман Д. Руководство по экспертным системам: Пер. с англ. – М.: Мир, 1989. – 388 с.

 

 

Вопросы для самоподготовки к экзамену:

  1. Информационное обеспечение систем управления и его состав.
  2. Рабочее место  менеджера и особенности информационного обеспечения его управленческой деятельности
  3. Информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности.
  4. Локальные и распределенные базы данных. Системы управления базами данных.
  5. Подготовка текстовых документов и табличные процессоры.
  6. Основные этапы создания и организации компьютерных информационных систем управления.
  7. Распределенные системы обработки информации
  8. Экспертные системы и базы знаний.

 

 

5. Исследование систем управления

 

Понятие исследования. Виды исследований. Научные и практические исследования. Коллективные и индивидуальные исследования. Роль исследований в различных сферах развития производства. Исследование как необходимый фактор менеджмента.

Понятие предмета исследования. Система управления в качестве предмета исследования.

Определение проблемы в исследовании процессов и систем управления.

Системный подход к исследованию. Элементы, связи, целостность. Структурно-функциональный анализ систем управления.

Цели и функции исследования в практике развития управления. Проблемы исследования: возникновение, оценка, содержание. Роль гипотезы в исследовании. Виды гипотез: рабочая, теоретическая, прогностическая и др.

Управление функционированием и управление развитием. Диагностика и проектирование систем управления.

Логика как инструмент исследования. Логические принципы исследования.

Методы проведения исследования систем управления. Социологические исследования систем управления. Исследования мотивации. Тесты, социально-экономические эксперименты. Использование компьютерной техники в исследовании систем управления.

Составление тестов по  целям и задачам исследования. Обработка и оценка результатов тестового исследования.

Имитационные модели. Использование ЭВМ при моделировании систем управления.

Экспертные методы исследования. Состав экспертов. Выбор проблем для экспертного обследования. Обеспечение объективности и достоверности экспертных оценок.

Принципы организации исследования. Исследовательские группы. Нормативное регулирование исследований  и контроль.

Оценка результатов исследования систем управления.

Социальная и экономическая эффективность исследования. Исследования и повышение квалификации персонала управления. Снижение уровня сопротивления персонала нововведениям.

 

 

Источники и литература

 

Учебники и учебные пособия

Архипова Н.И., Кульба В.В., Косяченко С.А., Чанхиева Ф.Ю. Исследование систем управления: Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2002.

Архипова Н.И., Кульба В.В., Косяченко С.А. и др. Организационное управление: Учебное пособие для вузов / Российский государственный гуманитарный университет.  – М.: Изд-во Ипполитова, 2006.

Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. – 400 с.

Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 527 с.

 

Обязательная литература

Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления. – М., 2000.

Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 157 с.

 

Дополнительная литература

Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. – М.: Экономика, 1997. – 288 с.

Стивенсон В.Дж. Управление производством: Пер. с англ. – М.: БИНОМ; Лаборатория Базовых Знаний, 2002. – 928 с.

 

Вопросы для самоподготовки к экзамену:

  1. Исследования и их роль в управленческой деятельности. Виды исследований.
  2. Цели исследования управленческой деятельности. Основные методы исследования и анализа систем управления.
  3. Системный анализ как основной метод исследования. Основные этапы системного анализа и диагностики систем управления.
  4. Особенности управления нововведениями в организационных системах. Основные методы снижения уровня сопротивляемости управленческого потенциала и их выбор.
  5. Составление тестов по целям и задачам исследования. Обработка и оценка результатов тестового исследования.
  6. Имитационные модели. Использование ЭВМ при моделировании систем управления.
  7. Особенности диагностики состояния систем управления. Виды проектов совершенствования организационных систем.
  8. Планирование и организация проектно-исследовательских работ.
  9. Использование новых информационных технологий при моделировании систем управления.