Вопросы и задачи к вступительному экзамену по Психологии познания

1. Когнитивная психология: область исследований, истоки и тенденции развития.
2. Исследования декларативного и процедурного видов знания. Понятие когнитивной схемы.
3. Распознавание зрительных паттернов.
4. Автоматические и стратегические процессы в переработке информации.
5. Кодирование информации в человеческой памяти.
6. Исследования эксплицитной и имплицитной памяти.
7. Исследования эпизодической и семантической памяти.
8. Исследования процессов решения задач.
9. Исследования развития компетентности в различных видах деятельности.
10. Различение познавательных и метапознавательных процессов. Исследования процессов метапознания.
11. Семантика. Основные типы значений.
12. Синтаксис. Способы представления структуры предложения
13. Фонетика и фонология. Системы описания и методы исследования.
14. Языковая картина мира. Универсальные и лингвоспецифические культурные концепты.
15. Социолингвистика. Идиолект группы и идиостиль говорящего.
16. Лексикография. Типы словарей. Основные типы словарной информации.
17. Дискурс как процесс. Дискурс как структура. Жанры и типы текстов.
18. Прагматика. Типы речевых актов.
19. Психолингвистика. Экспериментальные методы исследования речевого поведения.
20. Лингвистическая антропология и типология. Генетические, типологические и ареальные классификации языков.



Примерные задачи

Задание 1

В этой задаче используются хайку. Хайку - это жанр японской поэзии, стихотворения, состоящие из трех строк с формальными ограничениями на количество слогов. Первая строка, как и третья, содержит пять слогов, а вторая длиннее, в ней семь слогов. Однако правило количества слогов иногда нарушается, особенно часто при переводе на другие языки. Приведем в качестве примеров хайку Иссы и, пожалуй, самого известного японского поэта Басё в хорошо известных переводах В. Марковой:
Тихо-тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
(Исса)

На голой ветке
ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
(Басё)

В задаче приводятся строки из четырех хайку Басё (в переводе В. Марковой). Строки перемешаны. Восстановите четыре стихотворения Басё.

1. Был ли камелией?
2. В руке сломался он.
3. Был ли он сливой когда-то?
4. Лёгкий звон цикад.
5. На веере хотел я написать, -
6. Первая дыня, друзья!
7. Пестик из дерева.
8. Проникает в сердце скал
9. Прощальные стихи
10. Разделим её на четыре части?
11. Разрежем её на кружки?
12. Тишина кругом.

Задание 2

В путеводителях "Афиши" по разным городам есть раздел "Что как выглядит", состоящий из небольших статей (энциклопедических по форме, иронических по сути). В них описываются явления, предметы и персонажи, характерные для данного города. В этой задаче предлагаются две статьи из путеводителей по Вене и Парижу. Одна из них называется "Сумасшедший", а другая - "Тиролец". Предложения этих статей смешаны.
Восстановите, по возможности, оригинальные тексты и обоснуйте свое решение. Определите, какой из текстов как называется. Определите, в каком путеводителе какой текст опубликован.

1. На улицах Вены встречается так же редко, как герой "Крокодила Данди" в Нью-Йорке.
2. Личность бредет по улице, громко беседуя с пространством и размахивая руками.
3. Носит штанишки до колен и шапочку с воткнутым в нее хвостом альпийской козы.
4. Поэтому увидеть его - к счастью.
5. Личность в ботинках на босу ногу с седой шевелюрой и бородой.
6. От обычных сумасшедших следует отличать шестидесятников-интеллектуалов, которые выглядят точно так же и ведут себя соответственно, но просто говорят по мобильному телефону в режиме hands-free.
7. Худой, аскетичный, пожилой.

Задание 3

Ниже приведены в алфавитном порядке фразы из рассказа Д. Хармса "О Пушкине". Восстановите текст рассказа. Обоснуйте свое решение (описав все внутритекстовые связи).

1. А о Гоголе писать нельзя.
2. А потому, вместо того, чтобы писать о Пушкине, я лучше напишу вам о Гоголе.
3. Да и все люди по сравнению с Пушкиным пузыри, только по сравнению с Гоголем Пушкин сам пузырь.
4. И Александры I и II, и III просто пузыри по сравнению с Пушкиным.
5. И Бисмарк по сравнению с Пушкиным ничто.
6. Наполеон менее велик, чем Пушкин.
7. Но после Гоголя писать о Пушкине как-то обидно.
8. Поэтому я уж лучше ни о ком ничего не напишу.
9. Пушкин - великий поэт.
10. Трудно сказать что-нибудь о Пушкине тому, кто ничего о нем не знает.
11. Хотя Гоголь так велик, что о нем и написать-то ничего нельзя, поэтому я буду все-таки писать о Пушкине.

Задание 4

В этой задаче использованы тексты из интернет-энциклопедии "Кругосвет" (krugosvet.ru). Сопоставьте названия музыкальных инструментов и энциклопедические статьи о них (энциклопедические статьи даны в сокращенной форме, в основном определение). Решение данной задачи подразумевает определенные знания, по крайней мере, о части этих инструментов, но эти знания ни в коей мере не должны быть энциклопедическими. Более того, эта задача интересна лишь для тех, кто не вполне представляет некоторые из названных инструментов. Сопоставление же, тем не менее, возможно при внимательном чтении текста энциклопедических статей.

Инструменты:

А) Английский рожок.
Б) Арфа.
В) Банджо.
Г) Волынка.
Д) Гобой.
Е) Клавикорд.
Ж) Кларнет.
З) Орган.
И) Цимбалы.
К) Цитра.

1. Деревянный духовой музыкальный инструмент, имеющий цилиндрическую трубку, звук в которой возникает в результате колебания одинарной трости (язычка) под воздействием вдуваемого воздуха.

2. Деревянный духовой музыкальный инструмент, который не имеет отношения ни к Англии, ни к рогу, а представляет собой альтовую разновидность семейства гобоев и звучит на квинту ниже обычного гобоя. Его ствол длиннее, чем у гобоя, и у верхнего конца соединен с маленькой чуть изогнутой металлической трубкой, на которую насаживается трость (язычок). Корпус заканчивается грушевидным раструбом, который, как полагают, и придает звучанию этого инструмента столь меланхолический матовый тембр.

3. Деревянный духовой музыкальный инструмент. Характерной особенностью является двойной язычок (трость), отличающий его от кларнета, имеющего одинарный язычок.

4. Духовой музыкальный инструмент, состоящий из двух или более трубок, снабженных язычком, и кожаного мешка, который надувается самим исполнителем или мехами и используется как воздушный резервуар. Обычно одна из этих трубок используется для исполнения мелодии, на ней играют, зажимая пальцами игровые отверстия; каждая из остальных, аккомпанирующих трубок ("бурдонов"), издает только один тон. В редких случаях применяются две мелодических трубки.

5. Инструмент, распространенный главным образом среди австрийских и баварских крестьян. Это плоский деревянный корпус, поверх которого натянуто от 30 до 45 металлических струн. Несколько ближайших к исполнителю струн, натянутых над грифом с металлическими ладами, защипываются плектром, на них играется мелодия; остальные струны, которые защипываются пальцами, служат для аккордового сопровождения.

6. Клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый большой и сложный из существующих инструментов.

7. Старейший из современных струнных клавишных инструментов. Возник в результате усовершенствования монохорда, использовавшегося средневековыми музыкальными теоретиками для расчетов в области акустики. В невысоком деревянном ящике, который ставился на стол, помещались узкая клавиатура и набор металлических струн, по две на одну ноту. Звук извлекался медными штифтами, тангентами, прикрепленными к концу клавиши.

8. Струнный ударный музыкальный инструмент типа псалтерия, состоящий из небольшой трапециевидной рамы с натянутыми струнами, по которым ударяют деревянными палочками с расширяющимися лопастями на концах; иногда струны защипываются пальцами, как на цитре.

9. Струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом в виде бубна и длинной деревянной шейкой с грифом, на котором натянуто от 4 до 9 жильных струн. Т. Джефферсон упоминает о банджо в 1784; по-видимому, инструмент был завезен в Америку черными невольниками из Западной Африки, где его предшественниками были какие-то арабские инструменты.

10. Тип щипкового музыкального инструмента, в котором жильные и металлические струны возрастающей длины натянуты между резонаторным корпусом с декой и т.н. шейкой. Звук извлекается посредством защипывания струн пальцами или, очень редко, плектрами, прикрепленными к пальцам.

Задание 5

Исследователи изучали эмоциональную вовлеченность детей дошкольного возраста. Степень эмоциональной вовлеченности они оценивали через количество цветов, используемых ребенком при рисовании. Их интересовало влияние на эмоциональную вовлеченность сюжета рисунка (с людьми - "моя семья", с животными - "поход в зоопарк", без одушевленных персонажей - "моя комната") и типа предшествующей деятельности (просмотр мультфильма и прогулка). Согласно гипотезе исследователей эмоциональная вовлеченность зависит в большей степени от типа предшествующей деятельности, чем от сюжета.
Результаты исследования приведены ниже.

pic1

Оцените по приведенным выше результатам, подтвердилась ли гипотеза исследователей (по оси у - количество использованных цветов).

Задание 6

Исследователи проверяют гипотезу о том, что оценка детьми своих родителей влияет на самооценку детей в дошкольном возрасте. Укажите, необходимо ли исследователям нивелировать каждую из следующих переменных:
А) Социо-экономический статус семьи, если в группе высоко оценивающих своих родителей в основном дети из обеспеченных семей, а в группе низко оценивающих - в основном, из необеспеченных, и при этом у исследователей есть основание полагать, что дети из необеспеченных семей будут иметь более низкую самооценку, чем из обеспеченных
Б) Тревожность детей, если в группе высоко оценивающих своих родителей в основном количество тревожных больше, чем из нетревожных, и в группе низко оценивающих - такое же соотношение, и при этом у исследователей есть основание полагать, что высоко тревожные дети будут иметь более низкую самооценку, чем слабо тревожные
В) Усталость от эксперимента, если в группе высоко оценивающих своих родителей задавался единственный тест на самооценку, также как и в группе низко оценивающих, и при этом у исследователей есть основания полагать, что при накоплении усталости дети будут иметь более низкую самооценку, чем отдохнувшие дети
Г) Порядок рождения, если в группу высоко оценивающих своих родителей в основном попадают дети первые по рождению, а в группу низко оценивающих - вторые и третьи по рождению, и при этом у исследователей нет оснований полагать, что первые по рождению дети будут иметь более высокую самооценку, чем вторые и третьи по рождению.

Задание 7

Исследователь поставил перед собой задачу доказать, что студенты, пытающиеся сразу изучить большое количество экспериментального материала, не имеют таких хороших результатов, как те, кто разделяет его на несколько частей. Другими словами, предполагается, что быстрое зазубривание менее эффективно, чем равномерно распределенное изучение материала. Выбираются три группы студентов и каждой из них дается задание: выучить 5 глав учебника по общей психологии. Первой группе дают 3 часа на изучение материала в понедельник, второй - 3 часа в понедельник и 3 во вторник, а третьей - по 3 часа в понедельник, вторник и среду:

 

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Группа 1

3

-

-

-

экзамен

Группа 2

3

3

-

-

экзамен

Группа 3

3

3

3

-

экзамен

 В пятницу проверяется знание материала участниками всех трех групп. Результаты показывают, что участники группы 3 получили самые высокие оценки, более низкие оценки получили участники группы 2, а участники группы 1 практически не справились с заданием.
1) Можно ли, исходя из полученных результатов, делать вывод о том, что распределенная нагрузка более эффективна, чем массированная?
2) Почему вы так считаете?
3) Что нужно изменить в эксперименте, чтобы улучшить его?

Задание 8

В экспериментах Дж. Р. Струпа испытуемые должны были выполнять очень простое задание: называть цвет чернил, которым было напечатано слово. Испытуемому показывали много слов, напечатанных разноцветными чернилами, каждое из которых относилось к одному из трех вариантов: 1) бессмысленное слово (просто набор букв); 2) название цвета, напечатанное чернилами того же цвета (например, слово "синий", напечатанное синими чернилами); 3) название цвета, напечатанное чернилами какого-то другого цвета (например, слово "синий", напечатанное чернилами красного цвета). При демонстрации каждого слова измеряли, сколько времени проходит от момента предъявления слова испытуемому до момента, когда он называет цвет чернил. Выяснилось, что быстрее всего испытуемые дают ответ, когда цвет чернил совпадает в названием цвета (вариант 2), медленнее всего - когда цвет чернил отличается от названия цвета (вариант 3). Промежуточное положение по скорости опознания занимает вариант 2 (бессмысленные слова).
Как вы думаете, чем можно объяснить описанный здесь феномен?

Задание 9

Необходимо проверить гипотезу о том, что, если внимание человека отвлекается от запоминаемого материала, результаты запоминания ухудшаются. Предложите эксперимент, с помощью которого можно проверить эту гипотезу. Опишите пошагово, что нужно делать при подготовке и в ходе проведения такого эксперимента.