Программа вступительного экзамена

 по специальности «Филология» 

(магистерская программа «Новейшая русская литература»)

 

Пояснительная записка

 

Вступительный экзамен в магистратуру по специальности «Филология» (ОП «Новейшая русская литература») должен проверить компетенции выпускника бакалавриата, связанные с его базовой профессиональной подготовкой, а также с исследовательской работой. Ответы на экзаменационные вопросы должны отражать знание литературно-художественных источников, критических статей и основных, фундаментальных работ по общим и частным вопросам истории русской литературы. Для вступительных экзаменов в магистратуру особенно важно умение видеть отдельные факты как часть общих историко-литературных процессов. Поэтому поступающий должен знать культурно-политический и эстетический контекст соответствующего периода литературного развития. Кроме того, экзаменуемый должен стремиться связать в своем ответе литературоведческий анализ конкретных художественных текстов с концептуальными обобщениями, сочетая тем самым историко-литературный и теоретический ракурсы анализа.

Поступающий в магистратуру должен уметь разбираться в теоретических подходах к различным историко-литературным проблемам (например, в вопросе о  литературной эволюции, о «методе социалистического реализма»; в дискуссионных вопросах интерпретации творчества крупных писателей, и т.п.). Он должен иметь представление о прижизненной критике творчества писателя и позднейших его интерпретациях. Достоинством ответа является опора на критические и литературоведческие, философско-эстетические работы, манифесты и декларации, исторические источники и иные документы эпохи.

Помимо этого экзамен должен выявить умение поступающего анализировать особенности художественного мира писателя, его место в историко-литературном процессе, степень его художественного новаторства и укорененность в традиции, эволюцию различных литературных направлений, историю литературных групп и институций.

 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКАЗАМЕНА

 

Экзамен проводится по билетам, каждый из которых содержит один вопрос по истории русского литературоведения и один вопрос по истории русской литературы ХХ в. Из пяти литературоведческих и десяти историко-литературных вопросов в различных комбинациях составляются 20 билетов, задействованных при проведении экзамена.

 

 

 

Содержание программы

 

Тема 1. История русского литературоведения

 

Учение о литературной эволюции (работы Ю.Н. Тынянова). Работы о социалистическом реализме 1990-2000-х гг. Принципы структурного изучения литературы (работы Ю.М. Лотмана). Определение понятия «сказ» и его интерпретации в работах Б. Эйхенбаума, М. Бахтина, В. Виноградова и др. Смена кода в русской культуре первой трети ХХ века (работы Г.А Белой).

 

Научная литература:

 

Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972 (см. также другие издания).

Бахтин М.М. Слово в поэзии и прозе // Вопросы литературы. 1972. №6 (см. также другие издания).

Белая Г.А.. Закономерности стилевого развития советской прозы двадцатых годов. М., 1977.

Белая Г.А. Стилевой регресс: О стилевой ситуации в литературе социалистического реализма // Соцреалистический канон. М., 2000.

Белая Г.А. Дон-Кихоты революции - опыт побед и поражений. - [2-е изд., доп.]      М. : ИЦ РГГУ, 2004.

Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.

Гюнтер Х. Жизненные фазы соцреалистического канона //  Соцреалистический канон. СПб., 2000. С. 281-288. (№№ 1, 2, 4-14).

Добренко Е.А. Формовка советского писателя: Социал. и эстет. истоки сов. лит. культуры. - СПб. : Акад. проект , 1999.

Добренко Е.А.   Формовка советского читателя: Соц. и эстет. предпосылки рецепции совет. лит. - СПб.:Акад. проект , 1997.

Егоров Б. Ф. Жизнь и творчество Ю. М. Лотмана. М., 1999.

Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и Тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. С. 11–246 (см. также другие издания).

Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 14–288 (см. также другие издания).

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. С. 18–252.

Лотман Ю.М.   О русской литературе: Ст. и исслед. (1958-1993): История рус. прозы. Теория лит. СПб. : Искусство-СПб. , 1997.

 

Опыт неосознанного поражения: Модели революционной культуры 20-х годов: Хрестоматия / Сост. Г.А.Белая. М.: РГГУ, 2001.

 

Тынянов Ю.Н. Литературный факт // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 255-270.

 

Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

 

Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 227-253.

 

Тынянов Ю.Н. Архаисты и Пушкин // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1968.

 

Эйхенбаум Б. Лесков и современная проза // Эйхенбаум Б. О литературе. Л., 1987.

 

Эстетическое самосознание русской культуры: 20-е годы ХХ века: Антология / Сост. Г.А.Белая. М.: РГГУ, 2003.

 

 

 

Тема 2. Поэтические группы 1900-1910-х гг.

 

Модернистские течения в литературе «серебряного века». Теоретическое обоснование символизма. Пафос «отказа от наследства» (А. Волынский, Д. Мережковский, В. Брюсов, А. Белый, Вяч. Иванов). Этапы развития русского символизма. Традиции французского символизма, немецкого и английского романтизма в эстетике и поэтике русского символизма. «Старшие» и «младшие» символисты: единство и специфика. Жанровые и стилевые особенности поэзии «старших» символистов (В. Брюсов, К. Бальмонт, З. Гиппиус, Д. Мережковский, Ф. Сологуб и др.) Проблемы жизнестроения, жизнетворчества, теургии. Мифотворчество символистов. Журналы русского символизма. Кружки, общества, альманахи, издательства.          «Книга стихов» как особый жанр.

            Акмеизм как литературная школа. «Цех поэтов». Манифесты русского акмеизма (Н. Гумилев, С. Городецкий, М. Кузмин, О. Мандельштам). Эстетика и поэтика акмеизма. (Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова, В. Нарбут, М. Зенкевич и др.)

            Футуризм как литературная школа. Манифесты и сборники русского футуризма. Группы внутри футуризма. Проблема поэтического слова в эстетике и творчестве футуристов. (В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский, Е. Гуро, В. Каменский и др.)

 

Научная литература:

Русская литература рубежа веков: (1890-е – начало 1920-х годов): В 2 т. – М.: Наследие, 2000-2001.

Гаспаров М.Л. Поэтика “серебряного века” // Русская поэзия серебряного века: Антология. С.5-44.

Дуганов Р. Велимир Хлебников. Природа творчества. М.: Сов.писатель, 1990.

Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. С.106-133.

Лавров А.В. Мифотворчество “аргонавтов” // Миф — Фольклор — Литература. Л.: Наука, 1978. С.137-170.

Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Смерть и бессмертие поэта: Материалы международной конференции, посвященной 60-летию со дня гибели О.Э. Мадельштама. М., 2001. С. 282-316 (см. также другие издания).

Лекманов О.А. Книга об акмеизме. – Томск: Водолей, 2000. – С. 7-154.

Лекманов О.А. Осип Мандельштам: Жизнь поэта. — 3-е изд., доп. и перераб.. — Москва: Молодая гвардия, 2009.

Литературные манифесты: От символизма до наших дней. М., 2000 (либо: Литературные манифесты: От символизма до “Октября”. М., 2001).

Магомедова Д.М. Автобиографический миф в творчестве А. Блока / Д.М. Магомедова. – М.: Мартин, 1997.

Марков В. История русского футуризма. СПб., 2000.

Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л.: Сов. писатель, 1981.

Пайман Аврил. История русского символизма. М.: Республика, 1998.

Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел. М., 2000.

Ханзен-Леве А. Русский символизм. СПб., 1999.

Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М.: Искусство, 1970.

 

Тема 3. 1920-1940-е гг.: теория и практика соцреализма

 

Литература и власть. Литературная критика как посредник между властью и писателем. Литературная критика как проводник партийных решений. Постановления «О политике партии в области художественной литературы» (1925) и  «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) в контексте литературного процесса своего времени. Методологические основы советской литературной критики.

Журнал «ЛЕФ» и его программа. Внутренние противоречия «левого» искусства. Соцзаказ. Литература факта. РАПП и журнал «На литературном посту». Классовая семантика. Судьба идей классической эстетики в советской литературно-эстетической мысли (группа «Перевал» и др.). Статьи А.Воронского, А.Лежнева, Д.Горбова. Жанр литературного портрета в их творчестве, а также в творчестве Вяч. Полонского.

Общие особенности литературного процесса советского периода. Концепция трех ветвей пореволюционной русской литературы (подцензурная, потаенная, зарубежье) и история этой концепции; вопрос «одна или две русских литературы». Особенности культурного развития после постановления 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» и создания в 1934 г. Союза писателей СССР. Определение и понимание понятия «социалистический реализм». Концепция «управляемой литературы». Жизненные фазы соцреализма. Роль литературной критики в советской литературе. Жанровый канон соцреализма. Жанр производственного романа в советской литературе. Стилевые процессы советской литературы: от сказа 1920-х гг. к «авторитетному стилю».

Культурная типология менталитета: народопоклонство и «классовая семантика» (Г.А. Белая). Концепция «революционаризма», история ее возникновения и сфера применения (Г.А. Белая, Е.А. Добренко и др.). Революционаризм как функция телеологического мышления (А.Д. Синявский).

 

Научная литература:

 

Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы двадцатых годов. - М., 1977.

Белая, Г.А. Дон Кихоты революции - опыт побед и. - [2-е изд., доп.]      М. : ИЦ РГГУ, 2004.

Гюнтер Х. Жизненные фазы соцреалистического канона //  Соцреалистический канон. СПб., 2000. С. 281-288. (№№ 1, 2, 4-14)

Добренко Е.А. Формовка советского писателя: Социал. и эстет. истоки сов. лит. культуры. - СПб.: Акад. проект , 1999

Добренко Е.А.   Формовка советского читателя   : Соц. и эстет. предпосылки рецепции совет. лит. - СПб.: Акад. проект , 1997

Опыт неосознанного поражения: Модели революционной культуры 20-х годов: Хрестоматия / Сост. Г.А.Белая. М.: РГГУ, 2001.

Терц Абрам. Что такое социалистический реализм? // Абрам Терц (Андрей Синявский). Литературный процесс в России. М.: РГГУ, 2003. С. 139-175 (то же: Цена метафоры. М., 1989). (№№ 2, 4, 6, 9, 21)

Эстетическое самосознание русской культуры: 20-е годы ХХ века: Антология / Сост. Г.А.Белая. М.: РГГУ, 2003.

 

Тема 4. 1950-1980-е гг.

 

«Оттепель» и «шестидесятые годы» как культурная эпоха: проблема хронологических рамок. Интерпретация П.Вайля и А.Гениса: оттепель как последнее выражение утопического сознания. «Искренность» – основное понятие эпохи. Фестиваль молодежи 1957 г. «Моральный кодекс строителя коммунизма». Реалии «холодной войны».

Повесть И. Эренбурга «Оттепель» и статья В. Померанцева «Об искренности в литературе». «Новый мир» Александра Твардовского и позиция журнала «Октябрь». Цензурная история «Одного дня Ивана Денисовича». Появление новых «толстых журналов» и издательств. «Литературная Москва» и «Тарусские страницы». Борис Пастернак и судьба романа «Доктор Живаго». Нобелевская премия по литературе и ее роль для русской культуры.

Социокультурный контекст возникновения «лагерной прозы». А. Солженицын в «Новом мире» А. Твардовского. «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына и «Колымские рассказы» В. Шаламова: различные подходы к художественной интерпретации несвободы. «Архипелаг ГУЛАГ» как полижанровое единство. Специфика повествовательной структуры «Архипелага ГУЛАГ». Новые ракурсы «лагерной прозы»: «Верный Руслан» Г. Владимова и «Зона» С. Довлатова.

Социокультурный контекст возникновения «деревенской прозы». «Матренин двор» А. Солженицына. «Старухи» В. Распутина как хранители памяти и традиции. Мотивы дома и бездомности в «Прощании с Матерой» и «Пожаре» В. Распутина. «Чудики» В. Шукшина. Конфликт деревенского и городского сознания в «деревенской прозе» («Последний срок» В. Распутина и др.).

Антиутопии ХХ в.: от романа «Мы» Е. Замятина (в контексте Дж. Оруэлла и О. Хаксли) к «Кроликам и удавам» Ф. Искандера и «Москве 2042» В. Войновича. Научная фантастика в советской литературе: специфика и возможности. Творчество братьев Стругацких: от утопии («Полдень, XXII век») к антиутопии «Улитка на склоне»).

 

Научная литература:

 

Белая Г. Художественный мир современной прозы. М., 1983. С. 60-151.

Биуль-Зедгинидзе Н. Литературная критика журнала “Новый мир” А.Т.Твардовского (1958-1970 гг.) М., 1996.

Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека / Послесл. Л. Аннинского. – М., 1996.

Иванова Н.Б. Пастернак и другие. М.: ЭКСМО, 2003.

Иванова Н. Смех против страха, или Фазиль Искандер. М., 1990

Лакшин В. “Новый мир” при Хрущеве. М., 1991.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература (1950-1990-е годы): В 2 т. 2-е изд., испр. и доп. – М., 2006.

 «Оттепель»: Страницы русской литературы: В 3 т. / Сост., автор вступ. ст. и «Хроники важнейших событий» С.И. Чупринин. – М., 1989-1990.

Савицкий С. Андерграунд: История и мифы неофициальной литературы. – М., 2002.

Самиздат Ленинграда: Литературная энциклопедия : 1950-е — 1980-е / Под ред. Д. Я. Северюхина. — М.: Новое литературное обозрение, 2003.

Синявский А.Д. Литературный процесс в России. М.: РГГУ, 2003.

Смирнов И. Роман тайн «Доктор Живаго». М.: Новое литературное обозрение, 1996.

Стругацкий Б. Комментарии к пройденному. СПб., 2003.

Сухих И.Н. Сергей Довлатов: время, место, судьба. СПб.: Азбука , 2010

Фатеева Н.А. Поэт и проза: Книга о Пастернаке. М.: НЛО, 2003.

Флейшман Л. Борис Пастернак в двадцатые годы. М., 2003.

Флейшман Л. Борис Пастернак в тридцатые годы. The Magnes Press. The Hebrew University. Jérusalem, 1984.

Цена метафоры. М., 1989.

 

Словари. Литература справочного характера.

Казак В. Лексикон русской литературы  XX века. М., 1996.

Литературная энциклопедия русского зарубежья: В 4 т. Тт. 1-3. М., 1998-2000.

Литературные манифесты: От символизма до наших дней. М., 2000 (либо: Литературные манифесты: От символизма до «Октября». М., 2001)

Русские писатели 20 века: Биографический словарь. М., 2000.

Русские писатели, ХХ век: Биографический словарь: А-Я / Под ред. И.О. Шайтанова. – М.: Просвещение, 2009.