Чехонадских Мария

 

Студентка магистратуры 2 курса РГГУ

Факультет: Истории Искусства

Кафедра: Теории и истории культуры

"Вечный отпуск": молодой художник в системе современного искусства

 

            Доклад посвящен проблеме институанализации молодого искусства в России в 2000 годы: стратегиями интеграции нового поколения молодежи в контекст профессиональной творческой деятельности.

            Данная тема вызывает исследовательский интерес, поскольку поднимает вопросы субъективности, трудовой и профессиональной деятельности, досуга, форм активности. Она затрагивает вопросы генезиса сложившихся характерных черт системы молодого искусства: ее свойств и функций.

            На сегодняшний день не существует исследований, молодого поколения в России, сформированного под влиянием процессов мультимедийной среды, роста информационных потоков и культурной индустрии.

            В России система современного искусства складывается в 2000 годы в период политической и социальной "стабилизации". С одной стороны, неформальные практики современного искусства получают возможность для легитимации, а с другой стороны, согласуются с новыми капиталистическими практиками потребления и развлечения. Именно в этой ситуации возникает приток молодого поколения в систему современного искусства: организуются различные школы, семинары, галереи, конкурсы, номинации и.т.д.

            Генеалогия молодого искусства рассматривается в его контекстуальной связи с социо-культурными изменениями современной российской ситуации. Феномен молодого искусства может быть проинтерпретирован как форма досуговой деятельности, "подвешивающей" (Маззорато) социальную активность, вводящую молодого человека в режим "отсрочки" перед необходимостью социализации, взросления.

 Рассмотрены механизмы производства субъективности, которые формируется как извне (культурой и обществом), так и изнутри (арт-сообществом), в результате чего, по нашему мнению, возникают противоречивые отношения индивида к себе и собственной деятельности. С одной стороны, быть художником означает уйти в "вечный отпуск", оставив рутину повседневности, консьюмеристские ценности, с другой стороны, система современного искусства так же требует выстраивание карьерной линии и функционирование в рамках рыночных отношений, конкурентной борьбы.

 Результаты нашего исследования дают основания считать, что такая антиномия снимается современным субъектом культуры через «подвешивание» и уплотнения на себе терминологии "молодой", что означает незрелый, обучающийся. Закрепление за собой вышеозначенной терминологии, которая все меньше начинает зависеть от биологического возраста субъекта, означает его уход в безвременье, точнее в топологию здесь-и-сейчас, вечный отпуск, где нет нужды нести ответственность за собственные поступки и действия.