Программа вступительного экзамена

 Российский  государственный гуманитарный университет

 Институт  филологии и истории  
 
 
 
 
 
 

 История и теория  филологии.

 История немецкой литературы  
 
 
 

 Программа

 для поступающих в  магистратуру

по  направлению – «филология», магистерская программа: международное литературоведении, русско-немецкий культурный трансфер
 
 
 
 

Авторы-составители: 

проф. Н.С. Павлова,

проф. Д. Кемпер,

доц.  Н.А. Бакши,

доц.  Е.Е. Дмитриева.  
 
 

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
 

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению «филология», магистерская программа:  международное литературоведении, русско-немецкий культурный трансфер разработана для поступающих (бакалавров или специалистов), имеющих профессиональные знания в области германистики. Предполагается, что поступающие прошли подготовку  в различных гуманитарных науках (истории, филологии, культурологии, философии и пр.), так или иначе связанную с изучением немецкого языка, а также  истории, культуры и литературы Германии. В связи с этим на вступительных испытаниях поступающий обязан продемонстрировать прежде всего общие знания по истории немецкой культуры и литературы. Он должен иметь представление    

  •  
    • об основных литературных эпохах
    • о развитии родов и жанров немецкой литературы
    • о  персоналиях немецких писателей
    • об основных литературных направлениях в истории немецкой литературы
    • о связи истории литературы с историей культуры, общественной мысли и философии   
    • о принципах исследования немецкой литературы

 

Поступающий доложен продемонстрировать знание основных этапов в развитии немецкой литературы. Он должен уметь выделить основные черты, дать характеристику литературным произведениям:  

  •  
    • средневековой литературы
    • литературы эпохи возрождения и реформации
    • литературы эпохи барокко
    • литературы эпохи Просвещения
    • литературы романтизма
    • литературы XIX века
    • литературы XX века
    • литературы ГДР
    • литературы ФРГ

 
 
 

 Поступающий также должен уметь ориентироваться  в научной литературе по истории немецкой литературы, знать основные направления, школы и методы исследования немецкой литературы в отечественной и зарубежной науке.  
 
 
 

 

 ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

РАЗДЕЛ I. СРЕДНЕВЕКОВАЯ  ЛИТЕРАТУРА НА ТЕРРИТОРИИ БУДУЩИХ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ СТРАН. ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ РЕФОРМАЦИИ. ГУМАНИЗМ 

ТЕМА 1. Средневековье как историческая и художественная эпоха.

Средневековье как эпоха становления германской нации. Периодизация немецкого средневековья. Биполярность средневековой культуры. Литература и фольклор. Жанровая система.

ТЕМА 2. Первые сведения о германцах.

Первые  сведения о германцах. Трактат Тацита "О происхождении и местожительстве  германцев". Два "германских экскурса" в "Записках о Галльской войне" Цезаря. Полемика о достоверности  античных источников. Данные археологии о хозяйстве и быте древних германцев.

ТЕМА 3. Древнегерманская мифология.

Мифологическая  система древних германцев, восстанавливаемая  по "Старшей Эдде" и "Младшей  Эдде".

ТЕМА 4. Аллитерационный стих и "Песнь о Хильдебранде"

Архаический германский эпос. Эпическая поэма "Песнь о Хильдебранде". Историческая основа "Песни о Хильдебранде". Использование аллитерационного стиха и эпических параллелизмов. Аллитерационный ударный стих как исконно германское поэтическое средство. История развития тонического германского стиха. Рифмованный тонический стих, пришедший на смену аллитерационному.

ТЕМА 5. Раннесредневековая духовная литература

Духовная  литература раннего средневековья. Новые поэтические формы в  стихотворном переложении Евангелия  Отфридом, ориентация на гексаметр с леонинской рифмой. Влияние христианской латинской поэзии. Господство латыни во всех сферах высокой литературы древневерхненемецкого периода. Немецкая литература на латинском языке. Поэзия вагантов. Обыгрывание традиционных литературных моделей, пародийный характер поэзии вагантов.  

ТЕМА 6. Куртуазная культура. Поэзия миннезингеров

Формирование  рыцарской идеологии в ХII-XIII веках. Роль крестовых походов в развитии рыцарской культуры: расширение географического  горизонта, влияние восточной культуры. Куртуазность как важнейшее понятие рыцарской культуры. Особое место любви в куртуазном универсуме. "Минне" как понятие высокой рыцарской любви. Роль Прекрасной Дамы в поэзии немецких миннезингеров. Миннезанг как национальный вариант куртуазной поэзии. Сочетание музыки и стиха в миннезанге. Вальтер фон дер Фогельвайде. Сочетание черт рыцарской поэзии и фольклорной лирики. Жанры немецкого миннезанга. Последующая куртуазная традиция и ее пародийный вариант. Пародии Тангейзера. Мейстерзанг.

ТЕМА 7. Немецкий героический эпос

Германский  героический эпос. "Песнь о  Нибелунгах". Сочетание разновременных пластов. Скандинавские истоки песни: "Старшая Эдда", "Сага о Волсунгах". Художественные особенности "Песни  о Нибелунгах". Нибелунгова строфа. Тематическое многообразие поэмы. Тема гибели героического века как основа сюжетно-композиционной целостности поэмы. Проблема эпического героя. Жанровая специфика "Песни о Нибелунгах".

ТЕМА 8. Поэтика немецкого рыцарского романа

Немецкий  рыцарский роман. Влияние французской куртуазной литературы. Рыцарский роман. Современное литературоведение о возникновении романа. Значение мифа, сказки и лирики в формировании романа. Отличие романа от эпоса. Работа М.Бахтина "Эпос и роман". Античный роман как первая форма рыцарского романа. Модель романа артуровского цикла. Творчество Гартмана фон Ауэ. Переложение романов Кретьена де Труа Гартманном фон Ауэ "Эрек" и "Ивейн". Переработка легенды "Грегориус" и куртуазная новелла "Бедный Генрих". Роман о Тристане в Германии: "Тристан" Эйлхарта, "Тристан и Изольда" Готфрида фон Страсбургского. Творчество Вольфрама фон Эшенбаха. "Парцифаль" как вариант романа о Граале. Особенности поэтики "Парцифаля". От романа “испытания” к роману “воспитания”: роль “биографии” героя в романе.

ТЕМА 9. Городская литература

Город в общественной и культурной жизни  средневековой Европы. Характерные  черты и специфика городской  литературы: дидактизм и нравоучительность; аллегоризм; формирование нового типа героя; пародийность городской литературы. Смысл и функция средневековой пародии. Устная культура Средневековья. “Малые жанры” средневековой повествовательной литературы: шванк, загадка, басня. Драма Средневековья. Литургический и масленичный театры. Фастнахтшпили, народный фарс, моралите. Карнавал как ритуальная основа средневековой простонародной литературы. Народный театр позднего Средневековья и Возрождения. Творчество Ганса Сакса.

ТЕМА 10.  Реформация и гуманизм. Продолжение и слом средневековой традиции.

Дидактический и полемический характер  гуманизма эпохи Реформации. С. Брант «Корабль дураков».  Эразм Роттердамский как философ и писатель и его значение на немецких землях. Возрождение античной образованности. Трактаты. «Похвальное слово глупости». М. Лютер и значение его перевода библии. Ульрих фон Гуттен.

ТЕМА 11.  Мейстерзанг и народные книги.

Творчество  Ганса Сакса. Его лирическое и  драматическое наследие.  Зарождение легенды о докторе Фаусте. Народные книги. 

РАЗДЕЛ 2.    ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ. ЭПОХА БАРОККО. 

ТЕМА 1. Введение.  Барокко - европейский стиль в литературе и искусстве XVII в.

Введение: понятие культурных эпох. Особенности  немецкой культуры и немецкой истории XVII в. Последствия Реформации для  развития немецкой культуры. История  понятия барокко.  Открытие барокко  на рубеже XIX и XX века в Германии (труды Вельфлина, Буркхардта). Споры о барокко в XX веке. Национальные разновидности барочного стиля: итальянское, испанское французское и русское барокко (общий обзор). Барокко как стиль жизни и стиль мышления в литературе и искусстве  Европы XVII века. Основные темы и мотивы искусства барокко (мир как театр, дуализм красоты и смерти, натурализм и симоволизм барочного стиля).

ТЕМА 2.  Немецкая барочная философия XVII века: Лейбниц, Беме.

Я.Беме и немецкий мистицизм XVII века. Дуалистическая концепция борьбы добра и зла в философии Беме ("Аврора", "Mysterium Magnum"), универсальный характер его философии, охватывающей Космос, человеческую историю, природу, а также "движения человеческого сердца". Понятие "ветхого Адама". Основные положения натурфилософии Беме в "Signatura rerum". Воздействие Беме на немецкую романтическую философию (Шеллинг).

Лейбниц - человек эпохи барокко. Понятие  монады у Лейбница в контексте  барочного представления об универсуме. Теодицея Лейбница и ее реинтерпретация в просветительскую эпоху (Вольтер).

ТЕМА 3. Немецкая поэзия первой половины XVII века

Деятельность  поэтов первой силезской школы (М.Опиц, П.Флеминг, Ф.Шпее, П.Герхардт, Ангелус  Силезиус). Возникновение новой поэзии, ориентирующейся на античные и ренессансные образцы. Создание, по образцу итальянской академии делла Круска, языковой академии "Плодоносное общество" (1617 г.), с 1651 - общество Пальмы. Символика и эмблематика общества (в т.ч. растительная символика). Структура эмблемы (Impresse). "Книга о немецком стихотворстве" (1624) Опица. Новая стилевая и жанровая регламентация. Введение силлабо-тонической системы стихосложения. Особенности стихотворений "Средь множества скорбей, средь подлости и горя",  "Слово утешения средь бедствий войны". Духовные стихи Опица.

Флеминг - "Орфей немецких аргонавтов" (А.Шлегель). Языческое и чувственное  начало в поэзии Флеминга; соединение вакхического сенсуализма с религиозным  самоотречением. Русская тематика в  стихах Флеминга.

Особенности евангелической поэзии Пауля Герхардта, выдвижение личностного начала. Герхардт - любимый поэт Баха ("Страсти по Матфею").

Экклезиастическая и апокалиптическая темы в поэзии А.Грифиуса. Цикл "Четыре последних вещи". Тема смерти в поэзии Гриффиуса и своеобразие барочного представления о смерти.

Мистический солипсизм Ангела Силезского ("Чувственное  созерцанаие четырех последних  вещей ").

ТЕМА 4. Барочная драма.

Театр в эпоху барокко (новое осмысление пространства, исчезновение принципа центральной перспективы, введение кулисной сцены. Теория синтеза искусств и рождение оперы. Традиции Comedia del'arte и новые возможности режиссуры. Разновидности барочной драмы: протестантская драма (Н.Фишлин, К.Брюлов); школьная драма бенедектинцев и иезуитов (Я.Понтанус, Я.Грецер, Я.Бидерман). Драматическое освоение человеческой судьбы, сочетание метафизики с психологизмом. Сюжет Иосифа в Египте и блудного сына. Классификация иезуитских драм по духовному содержанию (торжество правды, раскаяние, благочестие, стойкость).

История иезуитской драмы, ее риторический и воспитательный характер. Традиции Сенеки.

Темы Vanitas и Fortuna в трагедиях Грифиуса. "Лео  Арминиус", "Катарина Грузинская". Предисловие к "Лео Арминиус" - манифест рождения немецкой трагедии. Трагедия между политикой и теологией. Сущность человека, скрывающаяся за ролевой игрой. Претворение вечности в преходящем как основная проблема трагедий Грифиуса. Агностицизм Грифиуса и потеря веры в провиденциальный ход истории. Эстетика ужасного в трагедиях Грифиуса, амбивалентность человеческого тела.

ТЕМА 5.   Сатира, плутовской и нравоописательный роман XVII века (Г.Я.К.Гриммельсхаузен).

Связь нравоописательного романа с традицией  немецкой народной книги и испанской  традицией сатирико-дидактического и плутовского романа.

Роман Гриммельсгаузена "Похождения Симплиция Симплициссимуса" как воплощение барочного мировоззрения: резкая смена художественного языка, принцип соединения противоположностей, противоборство гедонизма и аскезы, оптимизма и пессимизма, професионализма и дилетантства, эмблематизм художественного видения, барочное представление о судьбе.. Преломление традиционного жанра плутовского романа в "Симплициссимусе". Барочный тип развития сюжета в романе: действие рождает противодействие. безобразие, насилие, смерть соседствуют с возвышенными идеями и религиозными понятиями. Проблема автобиографизма в романе. Герои Гриммельсзаузена в драматургии Б.Брехта. 

РАЗДЕЛ 3. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

              

ТЕМА 1.  Своеобразие немецкой классической литературы 18 века.

Слабость  общественной жизни в Германии и интенсивность духовных исканий. Поэзия. Драматургия и литературная критика как наиболее развитые жанры немецкой литературы 18 века; особая роль театра в Германии (Лессинг, Шиллер). Значение нравственной и философско-эстетической проблематики в немецкой литературе 18 века.

Готшед  и раннее немецкое Просвещение. Литературная деятельность Готшеда, его журналы  “Разумные спорщицы” и “Честный человек”. Готшед и театр. Ориентация Готшеда на французский классицизм (“Опыт критической поэтики для немцев”), подражательный характер его эстетики. Полемика Лессинга против Готшеда и ее принципиальный смысл.

Лессинг как зачинатель новой немецкой литературы.

Жизненный и творческий путь Лессинга. Лессинг  как вдохновитель немецкого Просвещения; его борьба против религиозной нетерпимости и сервилизма. Эстетические взгляды Лессинга (“Лаокоон”, “Гамбургская драматургия”).

Драматургия Лессинга.“Мисс Сара Сампсон” как  первая “мещанская драма” в Германии. Общественная проблематика в драме  “Минна фон Барнхельм” и в первой немецкой тираноборческой трагедии “Эмилия Галотти”; обличение фанатизма в “Натане Мудром”. Сочетание элементов классицизма и просветительского реализма у Лессинга; принципы изображения характеров. Мастерство диалога и напряженность сюжета.

ТЕМА 2. Клопшток – поэт- новатор

Клопшток  как первый выдающийся немецкий поэт нового времени. Утверждение особой миссии поэта у Клопштока, тяготение  к высоким жанрам, роль торжественного поэтического высказывания (эпос “Мессиада”, оды). Прославление природы, дружбы и любви в одах Клопштока. Космическое восприятие природы. Ритмические новшества поэта.

ТЕМА 3. Предшественники  “Бури натиска”. Литература “Бури  натиска”

Гердер  и его значение в истории немецкой и европейской культуры. Гердер о  самобытности поэзии, о ее народных корнях (критика классицизма и подражательности в искусстве). Гердер как фольклорист (“Голоса народа в песнях”), его обращение к наследию славянских и балтийских народов. Роль Гердера в литературном движении своего времени.

Бунтарский  характер “Бури и натиска”, вызов общественной несправедливости и косности. Борьба за национальную самобытность немецкой литературы, против предвзятых канонов, культ стихийной “гениальности”. Ориентация на Шекспира  и Оссиана. Лирика и баллады штюрмеров (Г.А.Бюргер, поэты “Геттингенской рощи”). Смелое социально-критическое изображение современности в драмах Ленца (“Гувернер”, “Солдаты”). Творчество Клингера. Ранние штюрмерские драмы (“Буря и натиск”, “Близнецы”), образы титанических героев. Поздний период творчества; Клингер в России. Философский роман Клингера о Фаусте и фаустовская тема в творчестве штюрмеров.

ТЕМА 4. Молодой Гете. Лирика и драмы

Начало  творческого пути (лейпцигский период; Страсбург и встреча с Гердером.) Гете и движение “Бури и натиска”. Шедевры юношеской лирики Гете (“На озере”, “Свидание и разлука”; философские оды “Прометей” и “Ганимед”). “Гец фон Берлихинген” и принципы шекспировской драмы. “Вертер” Гете и его мировое значение. Новый тип героя в “Вертере”: почти гиперболическое отрицание общественной косности, феодально-сословной иерархии и любых компромиссов и, вместе с тем, глубочайшее одиночество героя. Любовная драма Вертера. Новаторская, лирическая форма повествования. Культ природы и особая роль пейзажа в романе. Трагический финал романа и споры о нем.

“Веймарский классицизм” Гете.

Восприятие античности и эстетические взгляды Гете в этот период. Гете  в Италии. Образы Италии у Гете (“Римские элегии”). Проблемы гуманизма в драмах Гете “Ифигения в Тавриде” и “Эгмонт”.

ТЕМА 5.  Раннее творчество Шиллера.

Связь  с наследием “Бури и натиска”. Юношеская лирика Шиллера (бунтарские мотивы, плебейская, просторечная грубость выражения). Ранние вольнолюбивые драмы  Шиллера (“Разбойники”, “Коварство и  любовь”); резкие контрасты добра  и зла, взволнованная речь, патетические монологи героев.

ТЕМА 6. Драма “Дон Карлос” и новый период в творчестве Шиллера.

Сближение с Гете; Шиллер и “веймарский классицизм”. Баллады Гете и Шиллера. Драмы Шиллера веймарского периода (трилогия “Валленштейн”, “Вильгельм Телль”).

ТЕМА 8.   Немецкая литература и Французская революция (Гете, Шиллер, Клопшток, Гердер, Гельдерлин).

Идеи  эстетического воспитания в трудах Шиллера. Романы Гете о Вильгельме Мейстере; эпическая панорама действительности. Философская лирика позднего Гете и “Западно-восточный диван”.

ТЕМА 9. “Западно-восточный диван. “Фауст” Гете.

Творческая  история и ее связь с эволюцией  Гете. Жанровая полифония трагедии. Фауст как представитель всего  человечества; трагедия Гете как “Илиада” нового времени” (Пушкин). Диалектическое начало в трагедии (Фауст и Мефистофель). Финал “Фауста” и его философский смысл.

ТЕМА 11. Гельдерлин и его особое место в литературе на рубеже двух столетий.

Эллада  Гельдерлина как воплощение свободы, расцвета всех возможностей человеческого  духа. Философская и любовная лирика Гельдерлина (стихи о Диотиме); обращение  к античному мифу и к античной строфике. Лирико-философский роман “Гиперион”, трагедия “Смерть Эмпедокла”. Гельдерлин  и ранний романтизм. Судьба наследия Гельдерлина (Ницше, Рильке, кружок Георге); Гельдерлин в немецкой поэзии 20 века.

РАЗДЕЛ 4. ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ (XIX век) 

ТЕМА 1.   Основные проблемы развития немецкой литературы 19 века.

Ранний  романтизм (иенский кружок, гейдельбергский  кружок) и поздний романтизм (Клейст, Гофман, молодой Гейне). Черты сходства и различия.

ТЕМА 2. Иенский романтический кружок; его значение в истории романтизма и творчество Клейста

Идеи  “прогрессивной универсальной поэзии”  у Фр.Шлегеля; эстетические труды  А.В.Шлегеля. Новалис как поэт-мыслитель; его роман “Генрих фон Офтердинген”. Романтическая новеллистика Тика.

Трагические антиномии творчества Клейста. Новая  интерпретация античности  в драматургии Клейста (“Пентезилея”). Борьба человека с безличной силой рока у Клейста. Клейст и романтическое движение. Проблема человеческого достоинства в новеллах Клейста. Мастерство повествования у Клейста. 

ТЕМА 3.   Гейдельбергский кружок романтиков. Эйхендорф. Гофман.

Арним, Бретано, братья Гримм. Связь лирики Эйхендорфа с фольклором. Преломления  романтической темы странника в повести Эйхендорфа “Из жизни одного бездельника”.

Фантастика  и сатира Гофмана. Его “двоемирие” (постоянное переплетение реальности и вымысла). Сатирическое изображение  княжеского произвола и бюрократии, филистерства и чиновничества у  Гофмана. Тема искусства, музыки и музыканта. Многообразие художественных средств Гофмана (юмор, гротеск, сказочная стихия).

ТЕМА 4. Литература 60-х  г.г. Геббель. Граббе. Бюхнер.

Бюхнер  и писатели “Молодой Германии”.

Эпическая мощь творчества Бюхнера, его бесстрашная откровенность (“Смерть Дантона”, “Войцек”). Художественное новаторство Иммермана и Дросте, Граббе и Геббеля. Революция 1848 г. и немецкая литература (Гервег, Фрейлиграт, молодой Фонтане).

ТЕМА 5.  Завершение и преодоление романтизма в поэзии и прозе Гейне.

Гейне и романтическая ирония. Лирика и  ирония в “Книге песен”. Новаторство  жанра в “Путевых картинах”. Гражданская  поэзия и сатира Гейне (“Современные стихотворения”, “Германия. Зимняя сказка”.) Трагическое развенчание иллюзий  в поздней лирики Гейне (“Романсеро”).

ТЕМА 6. Революция 1948 г. и немецкая литература

Конец “художественного периода” (Гейне). Возрастающее значение гражданской тематики, вторжение в литературу элементов публицистики, памфлета, путевого очерка.

ТЕМА 7. Литература середины и второй половины 19 века.

Возрастание апологетических и националистических тенденций, слабость реализма в Германии. Областная литература (“Heimatdichtung”), ее уход от большой национальной проблематики. Проблемы бидермейера и “поэтического реализма”. Творчество Дросте и Мерике.

Аннета  Дросте как летописец Вестфалии  – пейзажная лирика Дросте. Реалистическое изображение деревни в новелле  “Бук старого еврея”. Поэтический  реализм Мерике, традиции Гете в  его творчестве.

ТЕМА 8. Теодор Шторм как  лирик и новеллист.

Связь Шторма с романтической традицией (Эйхендорф). Проблема поэтического реализма в немецкой литературе.

Творческий  путь Фонтане. Фонтане как мастер баллады. Социально-психологическая  проза Фонтане (“Эффи Брист”). Фонтане  и немецкие натуралисты (Гаупман). 
 

РАЗДЕЛ 5. НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА 

ТЕМА 1. Литературная ситуация в Германии на рубеже веков.

Литература  Германии и литературы Автро-Венгрии  и немецкоязычной Швейцарии: общие  тенденции и различия  трех литератур  в эпоху modern. Литература Австрии  как наиболее полное выражение художественных веяний эпохи. Немецкая литература - иссякающий натурализм. Творчество  Г. Гаптмана на переломе от натурализма к символизму. Поэзия Моргенштерна. Ст. Георге и его круг.

ТЕМА 2. Ранний экспрессионизм

Группы  художников «Мост»(1905) и «Голубой всадник». В. Кандинский(1911). Первые пьесы Фр. Ведекинда. Драматургия К. Штернгейма. Поэты Г. Гейм, Г. Тракль,  Г Бенн.

 ТЕМА 3. Первая мировая война и немецкая литература.

Немецкие  писатели и мировая война. «Манифест 93» - приветствие начавшейся войны. Консервативная позиция Т. Манна («Рассуждения аполитичного», 1919). Антивоенная демократическая позиция Г. Манна и левого фланга писателей- экспрессионистов.

ТЕМА 4.  Поэтика экспрессионизма

Лирика  Э.Ласкер-Шюлер,  Г.Бенна, Г.Гейма, Э.Штадлера, молодого Бехера.

Новые формы. Современность и архаика. Принципы «соответствий» и « не узнавание, а понимание». Структура экспрессионистической  драмы (Э. Толлер, Г. Кайзер).

ТЕМА 5. Творчество Томаса Манна.

От «Будденброков» к «Волшебной горе». Тетралогия об Иосифе и его братьях. «Доктор Фаустус». Параболичность и иносказательность. Принцип палимпсеста и двойной оптики. Т. Манн как создатель «интеллектуального романа».

Статьи  Т. Манна.

ТЕМА 6. Генрих Манн

«Геометрический стиль» писателя. Страх и стремление к власти как главные психологические пружины его героев. «Верноподданный» и дилогия « Юность и зрелые годы Генриха1У» - вершины творчества писателя. Клаус Манн и его роман «Мефисто».

ТЕМА 7. Немецкая литература в годы Веймарской республики

“Новая деловитость” как характерное явление немецкой культуры 20-х г.г. (архитектура, прикладные искусства, живопись и графика, театр, литература).  Э. Кестнер. Молодой Брехт.

ТЕМА 8.  Творчество Альфреда Деблина

Деблин  как один из крупнейших немецких эпиков. Ранние экспрессионистические романы. «Берлин Александерплац» - принцип полифонического многоголосья.

ТЕМА 9. Немецкая литература в изгнании и литература внутренней эмиграции

Литература  в изгнании: Т. Манн, Деблин, Г. Манн, Верфель, Фейхтвангер. Оппозиционная литература внутри страны. «Магический реализм». Г Казак.

ТЕМА 10.  Послевоенная немецкая литература в разделенной Германии

Стремление  преодолеть многолетнюю изоляцию в  годы “третьей империи”, приобщение к  завоеваниям мировой культуры и  к прерванным культурным традициям. В.Борхерт. «Группа 47». Г Грасс и др. Два послевоенных поколения в немецкой  литературе - сходства и различия. 

ТЕМА 11.   Генрих Белль.

Принцип личной причастности к случившемуся и проблема вины. Лирические романы раннего Белля. «Биллиард в половину десятого» - лирическое многоголосье. Совмещение времен. Монтаж. Белль и «Записки Лауридса Мальте Бригге» Р. М. Рильке.

ТЕМА 12.   Гюнтер Грасс

Традиции  барокко в творчестве Грасса. Статья Грасса «Мой учитель Альфред Деблин». Жанровая природа его романов. Многослойность повествования.  

ТЕМА 13. Судьбы романа в ФРГ

Творчество А. Андерша, З. Ленца, Г. Казака. Значение Г. Бенна в литературе первых послевоенных лет. Творческий путь  Бенна. Послевоенный период: проповедь “чистой  поэзии”, “статичного стихотворения”, искусства как внеличной ценности, герметизма и артистизма (“Статичные стихи”,1948, “Пьяный прилив” 1949). Доклад “Проблемы лирики”, 1950 как эстетический манифест Бенна.

ТЕМА 14.  Драматургия

Немецкий  «Театр абсурда». Политическая драма. «Наместник» Р. Хоххута. Петер Вейс и его пьесы. Бото Штраус.

ТЕМА 15.  Неоавангардистская литература

Арно  Шмидт и его поэтика. Пародийность. Обращение с традицией.

ТЕМА 16. Литература ГДР

Особые  условия развития культуры в ГДР. Давление  партийных догм и эстетических канонов.  Позднее творчество Брехта, его поэтические медитации (“Буковские элегии”). Лаконизм и совершенство формы.  К. Вольф. Х. Мюллер. Ст. Хермлин. И. Бобровский