Магистратура Магистерские направления и программы Культурология — Культурология XX века

Культурология - Культурология XX века

Направление: Культурология (магистратура)

Специализированная магистерская программа  - Культурология XX века

Квалификация (степень): магистр

Условия приема: наличие диплома бакалавра или специалиста о высшем профессиональном образовании 

Срок обучения: 2 года

Форма обучения: очная (дневная), на бюджетной и платной (договорной) основе 

Аудиторная нагрузка: не превышает 14 часов в неделю

Итоговая аттестация: государственный экзамен и защита магистерской диссертации.

Выпускник может успешно работать в качестве исследователя объектов современной культуры, преподавателя, эксперта-аналитика, критика, проектировщика социокультурных моделей в государственных, общественных и частных организациях, в научно-исследовательских центрах, в системе образования, в печатных изданиях, рекламно-информационных компаниях, на радио и телевидении.

 

Отличительные черты магистерской программы:

            ориентация на углубление социально-гуманитарных знаний и культурологическую специализацию студентов, серьезную подготовку их к самостоятельным научным исследованиям;

            фундаментальная теоретическая подготовка, специализированное изучение процессов производства и передачи культурных значений и смыслов, культурных форм, процессов, практик современной России, других стран и регионов мира; всестороннее изучение мирового опыта научной и художественной рефлексии культурных форм и процессов;

            владение новейшими подходами изучения культуры, современными методами анализа текстов; конкретная работа с различными видами текстов современной культуры (вещественных, вербальных, визуальных, виртуальных);

            выработка у студентов способности научно-критического осмысления многообразных феноменов современной культуры и искусства, практического владения междисциплинарным аналитическим аппаратом;

            формирование у выпускников социально-практических навыков работы с разными культурными объектами и культурными практиками;

            тесные взаимосвязи между теоретическим обучением, социально-практическими знаниями и навыками экспертно-аналитической, проектной и консультационной работы;

            построение программы по модульному принципу на основе новых образовательных технологий.

 

В процессе обучения студент получает возможность свободного выбора учебных курсов с учетом его научно-исследовательских интересов и актуальных запросов общества.

В ходе обучения студенты проходят научно-исследовательскую (4 недели) и научно-педагогическую (3 недели)практику, сдают итоговый квалификационный экзамен и готовят к защите магистерскую выпускную квалификационную работу.

Студенты, успешно работающие в рамках магистерской программы, имеют дополнительную возможность сдать кандидатские экзамены по специальности «Теория и история культуры», а также по иностранному языку и истории науки с тем, чтобы перейти на аспирантский уровень подготовки. Выпускник магистратуры получает преимущественное право поступления в аспирантуру по выбранной научной специальности.

По научной специальности 24.00.01 «Теория и история культуры» открыта аспирантура и работает Диссертационный совет.

 

Преподавание учебных курсов обеспечивается участием известных российских и зарубежных профессионалов.Кафедра истории и теории культуры РГГУ (зав.кафедрой - д.и.н., проф. Г.И. Зверева) одна из ведущих кафедр России, осуществляющих подготовку и выпуск студентов по специальности и направлению «Культурология».

 

Профессора и преподаватели кафедры - Ю.А. Асоян, В.Г. Безрогов, О.В. Гавришина, Г.И. Зверева, И.В. Кондаков, И.Г. Яковенко, С.А. Яценко и другие - известны в профессиональном сообществе как авторы монографий, научных статей, учебников по теории и истории культуры, проблематике современной культуры. Кафедра имеет тесные научные и учебно-образовательные связи с другими подразделениями РГГУ (Институт высших гуманитарных исследований, Институт лингвистики, Центр социальной антропологии, Центр изучения религий, Центр иудаики, Центр экранной культуры и др.). Преподаватели кафедры истории и теории культуры РГГУ ведут совместные научные программы с другими российскими университетами, а также с университетами Западной и Центральной Европы, США и Канады, Японии и Китая.

 

Структура и содержание учебного плана

 

Вступительные экзамены:

Теория и история культуры

 

Программа вступительного экзамена в магистратуру

Вопросы к вступительному экзамену

 

Необходимую информацию можно получить по телефону: (495) 250-68-19

(кафедра истории и теории культуры)

 

Руководитель магистерской программы:

зав. кафедрой истории и теории культуры, доктор исторических наук, профессор

Галина Ивановна Зверева

телефон: 8-903-557-56-65

e-mail: galazver@mail.ru

 

 

 

По вопросам поступления на платной основе

тел: (495)250-67-68

 

Экзаменационные вопросы для поступающих в магистратуру

по специализированным программам

«Культурология ХХ века»

«Восточноевропейские исследования»

«Культура массовых коммуникаций»

 

  1. Проблема генезиса культуры: основные теоретические подходы и методы изучения.
  2. Культура и природа: подходы к изучению проблемы.
  3. Культура и язык: анализ концепций конца XIX – первой трети XX в.
  4. Культура и этничность: интерпретации в культурной антропологии и культурологии.
  5. Культура и субкультуры: подходы к изучению в социологии культуры
  6. Понятие идентичности в современных исследованиях культуры
  7. Понятие «традиционная культура»: основные интерпретации.
  8. «Культура» и «цивилизация»:  возникновение и развитие понятий.
  9. Ценности и нормы в культуре: механизмы взаимодействия.
  10. Миф и мифологические концепции в теории культуры.
  11. Культура и религия: подходы к изучению.
  12. Искусство как феномен культуры. Концепции художественного творчества.
  13. Искусство и миф. Универсалии в искусстве.
  14. Наука как феномен культуры. Проблема исторических и культурных типов научного познания.
  15. Концепты «Запад» и «Восток»: история и современные интерпретации.
  16. Концепт «мировая культура»: основные интерпретации.
  17. Культура и время: представления о формах исторического процесса в культуре.
  18. Культура и пространство: концепции и подходы к исследованию
  19. Основные принципы типологии культур.
  20. Массовая, популярная и элитарная   культура: анализ понятий.
  21. Позитивизм в методологии культурно-исторических исследований в XIXв.
  22. Эволюционистские теории культуры: основные концепты и методы исследования культуры.
  23. Философия культуры Ф.Ницше.
  24. Ценностный подход к исследованию культуры: Г. Риккерт.
  25. Подходы к изучению культуры в неокантианстве.
  26. Философия символических форм Э.Кассирера и ее значение для теории культуры.
  27. «Культура» и «цивилизация» в концепции О.Шпенглера.
  28. Проблемы методологии истории культуры в трудах Й.Хейзинги.
  29. Особенности «первобытного мышления» в концепции Л. Леви-Брюля.
  30. Методологические открытия школы «Анналов» в культурно-исторических исследованиях ХХ века.
  31. Психоаналитическая и неофрейдистская интерпретации культуры (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм).
  32. Роль социологических методов в формировании знания о культуре в ХХ веке.
  33. Теории «постиндустриального общества» и «глобализации» и их роль в современной культуре.
  34. Структурализм в изучении культуры: основные концепции и понятийный аппарат.
  35. Структурная антропология К.Леви-Стросса.
  36. Понятие культуры в теоретическом наследии М.М.Бахтина
  37. Семиотические подходы к анализу культуры.
  38. Методы изучения культуры в московско-тартуской школе.
  39. Подходы Р.Барта к изучению культуры.
  40. Подходы М.Фуко к изучению истории культуры
  41. Подход Ж. Бодрийяра к изучению массовой культуры и культуры потребления.
  42. Роль постструктурализма в обновлении методологии исследований культуры.
  43. Деконструктивизм в гуманитарном знании и художественной культуре.
  44. Концепции культуры постмодернизма.
  45. Гендерный подход в исследовании культуры.
  46. Феномен «поп-культуры»: основные характеристики и подходы к изучению.
  47. Современные подходы к изучению массовой культуры.
  48. Современные средства массовых коммуникаций как феномен культуры: основные подходы к изучению.
  49. Роль информационной революции в современной культуре.
  50. Воздействие современной информационной среды на культурные формы и процессы.
  51. «Язычество» в истории культуры: интерпретации понятия и подходы к исследованию.
  52. Основные категории средневековой культуры.
  53. Проблема византийского влияния на русскую культуру: концепции и подходы к изучению.
  54. Культура Возрождения в Европе: подходы к изучению.
  55. Понятие «новоевропейской культуры»: содержание и границы применения
  56. Научная революция XVI-XVIII вв. в контексте культуры раннего Нового времени
  57. Просвещение как культурная парадигма и теоретико-методологическая проблема.
  58. Романтизм как культурная парадигма и теоретико-методологическая проблема.
  59. Феномен модернизма в культуре конца XIX-начала XX в.: подходы к изучению
  60. Значение феномена «культурного Востока» для новоевропейского общества: подходы к изучению
  61. Споры «западников» и «славянофилов»: современные интерпретации
  62. Проблемы истории взаимоотношений культур России и стран Запада: интерпретации в российской культурологии.